История стилей интерьера

За всю историю существования человека сложилось большое количество стилей и направлений в интерьере. Еще бы, ведь начиная с доисторических времен человек стремился украсить место своего обитания: устилал полы шкурами, делал простейшие светильники, покрывал стены примитивными рисунками. В большей части это было обусловлено необходимостью, однако уже тогда было положено начало традиции привносить в свое жилье элементы декоративности и красоты.

На первый взгляд может показаться, что очень сложно разобраться во множестве стилей интерьера, но достаточно знать некоторые первоосновы, базу для каждого стиля, а так же его основные характеристики, принципы- и Вы никогда не перепутаете Ренессанс и Классицизм, Барокко и Рококо, и будете легко представлять различия между Георгианским и Викторианским английскими стилями.

Прежде всего, следует знать хронологический порядок смены стилей. Для удобства и большей наглядности разобьем их на группы (повторимся, что данные группы создаются только для лучшего понимания и запоминания, и в исторической науке такого разделения не существует).

Итак, Первая группа: Древний Мир. К этой группе нужно отнести стили Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима и Византии. Именно эти стили стали первоосновой для развития многих последующих прекрасных направлений, и именно на искусстве этих стран базируются культуры многих других народов (например, все Русское искусство уходит глубоко корнями в культуру Византии).

Вторая группа: Средневековье. К средневековым стилям относятся Романское искусство (Романика) IX-XIIIвв. и Готическое искусство (Готика) XIII-XVвв. н.э.. Это два больших, не похожих друг на друга стиля, однако оба пришлись на непростые, мрачные времена, характеризуемые войнами, феодальным строем, жестокостью инквизиции. Однако и здесь нашлось место прекрасному.

Третья группа: Эпоха Возрождения - Ренессанс (Проторенессанс XIIIв, Ранний Ренессанс XVI в, Высокий Ренессанс- XVв и Поздний Ренессанс I половина XVI в.). Это даже не стиль, а целая эпоха, внутри которой развивалось множество новых направлений и стилей, подарившая миру целый ряд выдающихся ученых, изобретателей, путешественников, мыслителей, художников – Петрарка, Джутто, Микеланджело, Леонардо Да Винчи и мн.др.

Четвертая группа: Дворцовые стили. Начиная со II п. XVI века наступает эпоха великолепных, роскошных, прекрасных дворцовых стилей, таких как вычурный Барокко ( Iп. XVIвв-I п.XVIII в), изящный и ажурный Рококо (II п. XVIII ), царственный Классицизм (конец XVIII в) и воинственный Ампир (начало XIXв). Сюда же можно отнести мещанский Бидермайер, который был воплощением столичного стиля Ампир в провинциях, имеющий свои особенные черты.

Пятая группа: На рубеже XIX-XX веков возникает множество различных течений в искусстве, призванных одной цели- поиску нового стиля. Вдохновение черпается из исторического наследия, становится модным все то, что считалось красивым в прошлом - как всего человечества, так и в прошлом отдельно взятой страны. Настает время эклектики и национального романтизма.

Нельзя обойти вниманием Движение искусств и ремесел, которое зарождается в тоже самое время в Англии, его возглавляет Уильям Моррис (1834-1896)((именно он в 1861 г основал компанию Morris,Marshall,Folkner & Co- The art workers (Моррис, Маршал, Фокнер и Ко - Работники искусства), которая разрабатывала орнаменты и производила помимо тканей, витражей, шпалер и мебели ручной работы, потрясающей красоты обои – в коллекции обоев компании Ампир Декор на сегодняшний день представлены два каталога под маркой Morris & Co,которые выпускает другая старейшая компания Sanderson & Son, сохраняя традиции старинного метода ручной печати обоев и ткани. В коллекциях представлены как оригинальные разработки самого Морриса, так и современные интерпретации его принтов).

Шестая группа: Последние шикарные стили европейских столиц- ни с чем не сравнимый Модерн (80е гг. XIXв- 10е гг.XX в) и буржуазный, роскошный и очень дорогой стиль Арт Деко ( 1914г XX в- начало Второй мировой войны) .

Седьмая группа: сюда отдельной строкой выносятся стили XX века. Стремительное развитие технического прогресса, научные разработки, постоянно увеличивающийся поток информации- все это способствовало и развитию различных направлений в архитектуре и искусстве. Смешение стилей, принятие и полный отказ от существовавших столетия норм и законов, поиски и находки новых эстетических форм- все это нашло отражение в прошедшем веке (конструктивизм и деконструктивизм, поп- арт и хай-тек, гламур и минимализм, и т.д.).

На сегодняшний день человечество вернулось к той же проблеме, что и сто с лишним лет назад- поиску НОВОГО СТИЛЯ. Сейчас повсеместно царит эклектика. Векторов движения несколько- с одной стороны, это движение в сторону технического прогресса, к системам «умный дом» (smart home), к интерактивному интерьеру (когда цвет стен «подстраивается» под текущее настроение хозяина дома, а сами стены «вырастают» и исчезают за секунды только по одному желанию и т.д. Такие примеры мы уже можем увидеть в Японии). Другое направление - экологическое, «back to nature» (назад к природе)- когда предпочтение отдается натуральным материалам, экологичным системам жизнеобеспечения и энергосберегающим технологиям (очень популярно в «старой» Европе- Англии, Франции и др.) Ежегодные международные интерьерные выставки во Франции, Италии, Германии задают модные тренды на ближайшие 2-3 года, внутри которых пока развивается то или иное направление, но единого стиля пока не найдено.

Говоря о стилях, нельзя не упомянуть и о другой группе стилей, которые не относятся к какому-либо историческому промежутку, но являются актуальными сегодня. Это так называемые этнические стили: китайский стиль, японский, индийский (остро популярная сейчас тема Гоа), марокканский, африканский, русский (популярен как в нашей стране, так и в среде эмигрантов в Европе и Америке, а так же среди дизайнеров высшего эшелона- т. н «а-ля рюсс»), восточный стиль в целом и стиль кантри.